Термин «пузырь» в финансовом контексте, как правило, относится к ситуации, когда цена актива превышает его фундаментальную стоимость с большим отрывом. Во время «пузыря» цены на финансовый актив или класс активов сильно завышены, что мало связано с реальной стоимостью актива. Термины «пузырь цен на активы», «финансовый пузырь» или «спекулятивный пузырь» являются взаимозаменяемыми и часто сокращаются просто до «пузыря».
Характеристики финансового «пузыря»
Основной характеристикой пузырей является чрезмерное доверие участников к активу. Участники пузыря впадают в эйфорию и дискредитируют адекватные методы оценки актива. И чаще всего пузыри идентифицируются только в ретроспективе, после того, как он лопнул.
В большинстве случаев после значительного роста цен на актив следует впечатляющий спад. Кроме того лопнувший пузырь затрагивает некоторые секторы экономики. Размер ущерба зависит от того, насколько широко были распространены или локализованы масштабы участия. Например, взрыв пузыря 1980-х годов в Японии привел к длительному периоду стагнации японской экономики. Но поскольку спекуляции были в основном ограничены Японией, ущерб, вызванный взрывом пузыря, не распространялся далеко за ее берега. С другой стороны, взрыв пузыря на рынке жилья в США в 2008 г вызвал рекордное снижение доходов в глобальном масштабе, потому что большинство банков и финансовых учреждений в США и Европе держали сотни миллиардов долларов в токсичных ипотечных ценных бумагах. К первой неделе января 2009 года 12 крупнейших финансовых учреждений мира потеряли половину своей стоимости. Экономический спад привел к банкротству многих других предприятий в различных отраслях.
Теория финансовой нестабильности Хаймана Мински
Благодаря кредитному кризису и рецессии 2008–2009 годов, теория финансовой нестабильности Мински привлекла большое внимание и собрала все больше приверженцев спустя более десяти лет после его кончины в 1996 году. Мински был одним из первых экономистов, который объяснил развитие финансовой нестабильности и ее взаимодействие с экономикой. Его книга «Стабилизация нестабильной экономики» (1986) была признана новаторской работой на эту тему.
Пять шагов пузыря
Мински выделил пять этапов типичного кредитного цикла - смещение, бум, эйфория, фиксация прибыли и паника. Хотя существуют различные интерпретации циклов пузыря, общая картина активности пузыря остается довольно последовательной.
Смещение: Смещение происходит, когда инвесторы очарованы новой парадигмой, такой как инновационная технология или исторически низкие процентные ставки. Классическим примером смещения является снижение ставки по федеральным фондам с 6,5% в мае 2000 года до 1% в июне 2003 года. За этот трехлетний период процентная ставка по 30-летним ипотечным кредитам с фиксированной ставкой упала на 2,5% до исторических минимумов 5,21%, посеяв семена для пузыря на рынке жилья.
Бум: цены сначала растут медленно, после смещения, но затем набирают обороты по мере того, как все больше и больше участников выходят на рынок, закладывая основу для фазы бумов. На этом этапе данный актив привлекает широкое освещение в СМИ. Страх пропустить то, что может быть уникальной возможностью, порождает все больше спекуляций, привлекая все большее число участников.
Эйфория: на этом этапе осторожность отбрасывается, поскольку цены на активы стремительно растут. Теория "большого дурака" разыгрывается повсюду. Оценки достигают экстремальных уровней на этом этапе. Например, в разгар японского пузыря на рынке недвижимости в 1989 году земля в Токио продавалась по 139 000 долларов за квадратный метр, что более чем в 350 раз превышало стоимость манхэттенской недвижимости. После того, как пузырь лопнул, недвижимость потеряла приблизительно 80% своей завышенной стоимости, а цены на акции упали на 70%. Аналогичным образом, в разгар интернет-пузыря в марте 2000 года совокупная стоимость всех технологических акций на Nasdaq была выше, чем ВВП большинства стран.
Во время фазы эйфории новые меры оценки и показатели рекламируются, чтобы оправдать неоправданный рост цен на активы.
Получение прибыли: к этому времени умные деньги - прислушиваясь к предупреждающим знакам - обычно распродают позиции и фиксируют прибыль. Но оценить точное время, когда пузырь лопнет, может быть трудным делом и чрезвычайно опасным для финансового состояния, как сказал Джон Мейнард Кейнс, «рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы можете оставаться платежеспособными». Обратите внимание, что для того, чтобы проколоть пузырь, требуется лишь относительно незначительное событие, но после того, как он прокололся, пузырь не может снова «надуться».
Паника: на стадии паники цены на активы меняют курс и снижаются также быстро, как они поднялись. Инвесторы и спекулянты, столкнувшиеся с маржинальными требованиями и снижением стоимости своих активов, теперь хотят ликвидировать их по любой цене. Поскольку предложение превышает спрос, цены на активы резко снижаются. Один из самых ярких примеров глобальной паники на финансовых рынках произошел в октябре 2008 года, через несколько недель после того, как Lehman Brothers объявили о банкротстве, а Fannie Mae, Freddie Mac и AIG едва не потерпели крах. S&P 500 упал почти на 17% в этом месяце, его девятый худший показатель за месяц. За этот месяц мировые фондовые рынки потеряли ошеломляющие 9,3 триллиона долларов или 22% их совокупной рыночной капитализации.
Заключение
Как полагают Мински и ряд других экспертов, спекулятивные пузыри в том или ином активе неизбежны в свободной экономике. Тем не менее, знакомство с этапами, связанными с образованием пузырьков, может помочь вам определить следующий и не стать невольным участником этого процесса.