В Японии фьючерсная торговля появилась три сотни лет назад. Эта страна дала миру «японские свечи», трактат Хоммы Мунэхиса и изрядное количество поучительных историй из жизни трейдеров. Вот, например, история о хитреце Ёмидзи, который вроде бы учёл всё — кроме одной небольшой детали…
Было это в те времена, когда информация о делах на рисовой бирже передавалась со скоростью гонца, доставлявшего в другие города известия об изменении цен. И вот Ёмидзи, взяв у своего отца Ёдзаэмона Сумии все деньги, которые были у семейства, начал торговать в городе Корияме. А биржа, где велась фьючерсная торговля рисом, располагалась в Осаке. И вот что придумал Ёмидзи, дабы опережать конкурентов: он велел гонцу не бежать напрямую из города в город, а тормозить на перевале Курагари. Как только в Осаке открывалась биржа, гонец в красной шляпе и красных перчатках срывался с места и мчался на перевал. Там, на возвышенности, у сосны, он подавал сигналы: красные перчатки были хорошо видны издалека. Поднял правую руку — значит, цена упала. Поднял левую — выросла. В зависимости от того, на сколько градусов гонец отклонял руку, можно было понять, насколько изменились котировки на бирже. Сам Ёмидзи в это время стоял на втором этаже и наблюдал за перевалом Курагари в телескоп. О, сигналы от гонца! Пока другие курьеры ещё бегут из Осаки, у Ёмидзи в руках ценная информация. Блестящие сделки шли потоком — ни одной ошибки! Хитрый Ёмидзи не боялся заключать контракты на все свои (и папины) деньги — с таким-то преимуществом. Другие торговцы завистливо вздыхали и называли его «предсказатель Ёмидзи».
Всё шло отлично до того момента, пока гонец в красных перчатках не повстречал по дороге своего знакомца, пребывавшего в превосходном настроении после нескольких чашечек саке. «А не желаешь ли и ты, друг мой, выпить пару глотков?» — услышал гонец. Ну как отказаться от угощения! Гонец поддержал компанию — и побежал дальше. Увы, но после семи или восьми чашек бежать он стал почему-то медленнее, а дорога стала какой-то неровной и то и дело норовила ударить в лицо. Добравшись до сосны, гонец всё-таки выполнил свой долг. Ну, опоздал слегка. Часика так на четыре. Но хуже всего, что он, оказавшись на перевале, никак не мог вспомнить, какую руку поднимать — левую или правую? А, пускай будет левая! Хозяин, цены выросли!
Ёмидзи, никогда не контролировавший риски (а зачем, он же крут, как варёные яйца), привычно заключил крупную сделку на 30 000 коку риса. А через некоторое время выяснилось, что саке, оказывается, очень негативно влияет на память.
Что Ёмидзи потом сделал с пьянчужкой и что отец потом сделал с Ёмидзи — история умалчивает. Но известно, что хитрый японский трейдер в тот день потерял 24 кана — 90 кг серебра.
Выводов целая тележка..