Америка. Филадельфия. Семидесятые годы девятнадцатого века. Только что завершилась Гражданская война между Севером и Югом. Страна вступает в период бурного развития. Соответственно растет и то, что можно назвать рынком денег, – биржи.
Трилогия Драйзера это, наверное, одна из первых книг по устроенности рынка, которую стоит прочитать. Для знакомства с философией трейдинга эту книгу почитать нужно. Читается быстро, ибо художественно написанная.
Книга являет собой увлекательнейший рассказ о финансовой и личной сторонах жизни одного очень хитрого, умного, сильного, уверенного, гибкого, стойкого человека, имя которому Фрэнк Алджерон Каупервуд.
Он родился в семье мелкого банковского служащего, но благодаря своим блестящим деловым качествам, трудолюбию и целестремленности он сумел заработать огромное состояние. Первую свою сделку он провернул с мылом – заняв деньги у отца, он купил ящик на аукционе и продал бакалейщику по соседству. Потом были хлеботорговая контора, служба в “Тай и К” и наконец, самостоятельное плаванье. Врожденный талант финансиста позволяет ему быстро выдвинуться и обратить на себя внимание многих. Уже скоро размах операций вывел молодого Каупервуда в число настолько заметных биржевых игроков, что городские тузы принимают решение обратиться к нему с деликатной задачей: разместить сертификаты городского займа по паритету. Он гнет судьбу в бараний рог. Но этого ему не достаточно...
Описываемые автором финансовые битвы воистину эпичны. Несмотря на некоторую устарелость экономической составляющей романов, она все еще в значительной степени актуальна. Фрэнком Каупервудом, холодным мерзавцем и ценителем прекрасного, восхищаешься даже вопреки намерению автора разоблачить порок. Характер Каупервуда вызывает не меньше эмоций, чем его профессионализм. Абсолютный, наверное даже чистый эгоизм, титаническая уверенность в себе и в том, что он действительно достоин всего, о чем мечтает и к чему стремится. Каупервуд, кстати, был во многом списан автором с реальной модели – миллионера Йеркса, сыгравшего значительную роль в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондонского метрополитена.
Книга написана отличным языком: четким, емким, без лишних рассуждений, но и без лаконичности. Превосходно переданная речь героев – такое впечатление, что ты только что посмотрел фильм с их участием. Идеально передан срез общества – быт, уклад, отношения, роль денег, роль чиновников, роль искусства в глазах героев. Драматичность этой книги для меня в том, что он не мог жить иначе. Поведи он себя по-другому, отклонись от выбранного курса, и это стала бы не его жизнь. Поэтому на протяжении тысячи страниц самым большим переживанием лично для меня было то, как неизбежно раскручивается спираль судьбы Каупервуда. Хочется сказать огромное спасибо Драйзеру за честность и откровенность и полностью логическое завершение сюжета. Признаться, я был немало удивлен тем, что у Каупервуда был живой прототип, с которым в действительности случились все эти события. Но если подумать, то чему здесь удивляться. Жизнь – режиссер посильнее Фауста.
Плюс таких книг в том, что они – прямые, ясные, описательные, жизненные и драматические. Книги, в которых нет исключительно положительных или отрицательных персонажей, когда характеры героев показаны разносторонне, когда каждый совершает ошибки, каждый чего-то добивается, у каждого свои, достаточно веские мотивы, соображения, чувства.
Это, безусловно, не “Война и мир”, но в общем-то история 50 лет жизни одного человека описана не схематично, а с весьма достойным количеством подробностей. И второстепенные персонажи, хотя даны и меньшим количеством деталей, но как минимум все женщины Каупервуда понятны – понятен их мир, их судьба, их печали. Книга восхитительна и актуальна даже по прошествии века.